Архив публикаций
Новые публикации
«Нанотехнологии в электронике» — от Идеи до Внедрения
|  06.04.2010
 

Введение

Все еще идут споры по поводу того, что же такое нанотехнология. По определению «технология» — это система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе. «Нанотехнология» объединяет группу технологий, связанных со структурами и процессами в мире наноразмерных частиц, где на законы классической физики накладываются квантово-механические эффекты. Наночастицы проявляют принципиально иные свойства, чем группа наночастиц в больших твердых телах. Например, наноразмерный провод или компонент схемы не обязательно подчиняется основному в современной электронике закону Ома, полупроводники превращаются в изоляторы, а металлы демонстрируют амфотерные свойства [1-2].

Идея нанотехнологии как результата целенаправленной манипуляции материей на атомарном уровне была сформулирована еще в 1959 г. американским физиком, нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом. Основной в настоящее время технологический прием локального воздействия (электрического, магнитного, механического и т.д.) на поверхность с точностью ориентации до отдельных атомов родился в 1981 г., когда Герд Бининг и Генрих Рорер сконструировали первый сканирующий туннельный микроскоп. Новый физический метод позволил не только определять модуляцию электронной плотности, энергию связей атомов, но и наблюдать каждый атом в отдельности и в заданных точках. Разработке технологии и проектированию предшествуют научные исследования в области физики, химии, биологии и других наук, поскольку в нанотехнологии речь идет о различной реализации «квазиэлектронных» схем на основе химических или биологических процессов в гибридных наносистемах.

Таким образом, нанотехнологию можно рассматривать как новую междисциплинарную технонауку, интегрирующую в себе достижения ученых самых различных областей — от физики и химии до биологии, медицины, материаловедения и других технических наук. Физические законы, биологические принципы и химические свойства нанообъектов используются для создания электронных приборов, фотонных элементов, датчиков, биочипов и т.д.

Нанотехнологии в инфокоммуникациях

Мировой тенденцией последних двух десятилетий стало развитие прогнозных исследований, связанных с определением перспективных направлений научно-технологического и инновационного развития, а также оценкой последствий принятия управленческих решений в сфере науки и технологий. В развитых странах деятельность по стратегическому прогнозированию осуществляется в рамках национальных программ с использованием системы методов экспертной оценки стратегических перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, которые способны оказать максимальное воздействие на экономику и общество в средне— и долгосрочной перспективах, объединенных общим названием «Форсайт». Применение этого метода позволяет выделить нанотехнологии, на освоение которых должен быть направлен максимум инвестиций.

Форсайт может быть связан не со всей нанотехнологией, а только с несколькими критическими технологиями. Целью социально-экономических исследований в области нанотехнологий является вклад в технологическую политику страны, возможность заранее предупреждать малые и средние предприятия об угрозах и возможностях их развития, а также создавать сети этих предприятий.

Гибкость инструментария Форсайта позволяет использовать его в различных областях и сферах деятельности. Кроме того, опыт применения Форсайта в разных странах показывает, что его инструментарий можно видоизменить исходя из потребностей и специфики конкретной страны.

Значительная эластичность инструментов Форсайта позволяет использовать его не только на уровне государства, но и на уровне региона. Имеется положительный опыт использования Форсайта в странах с различными институциональными условиями, что позволяет надеяться на успех его применения в различных регионах России при создании наносистемной техники.

Рассмотрим понятие «нанотехнология» применительно к области электроники, как одной из основных и самостоятельных областей создания, массового производства и развития электронных приборов и систем нового поколения в кристаллах СБИС на основе технологии сверхвысокого разрешения.

С одной стороны, некоторые ученые предлагают рассматривать переход к нанотехнологиям как научно-техническую революцию (смену парадигмы, т.е. как бы погружение вглубь структуры материи). С другой стороны, нанотехнологии рассматривают как технологии, которые начинаются на атомном уровне и позволяют создавать новые материалы и системы с качественно новыми определенными свойствами (поднимаясь из глубины вверх).

Однако третий подход на основе философии классического перехода количества в качество приводит к осознанию того, что повышение плотности схем и увеличение разрешающей способности технологии производства СБИС до уровня молекул и атомов являются естественным продолжением процесса перехода микроэлектроники в наноэлектронику.

Наноэлектроника как продолжение развития микроэлектроники потребует перехода не только на более высокий уровень разрешающей способности в единицы и доли нанометров, но и на новые наноархитектуры систем и более высокие параметры по быстродействию и производительности будущих систем. Для этого и требуется комплексный подход к развитию нового поколения модульных систем как конечного продукта нанотехнологии.

Новое поколение модульных систем высокой производительности ориентировано на высокопроизводительные многоядерные процессоры с малым потреблением энергии и коммутируемые вычислительные среды с широкополосными каналами связи и взаимодействием процессоров.

Структура модульных компьютерных систем высокой производительности развивается от технологии «компьютер на модуле» до комплексных проектов, включающих перспективные технологии наноэлектроники типа «система на кристалле». При этом для нового поколения систем требуются функционально законченные СБИС с интерфейсами связи системного уровня, отражающие опыт развития модульных систем предыдущих поколений и архитектуру систем будущих поколений в кристалле.

Применение нанотехнологий в телевизионной аппаратуре особенно перспективно в силу ее массовости. Практическая цель — улучшение в несколько раз показателей аппаратуры, таких как: энергопотребление, быстродействие, емкость памяти, надежность, масса и габариты. Проводятся работы по созданию приемной аппаратуры для формирования современной сети цифрового радиовещания в стандарте DRM. Сеть цифрового радиовещания DRM обеспечивает высокое качество, повышенную помехозащищенность, как для стационарных, так и для мобильных слушателей с возможностью передавать до шести высококачественных стерео или до восемнадцати монофонических звуковых программ в одном канале. При этом возможна передача дополнительной видео, графической и текстовой информации, например, новостных лент, котировок акций, ситуаций на дорогах, прогноза погоды и другой. Таким образом, в настоящее время научно-технический потенциал отечественных разработчиков и изготовителей радиоэлектронной аппаратуры позволит обеспечить потребности населения российских регионов в приставках, аналого-цифровых телевизорах и аппаратуре коллективного приема цифрового телевидения. Выполнение плана мероприятий позволит отечественным производителям приемной телевизионной аппаратуры занять лидирующие позиции на российском рынке.

Другим применением нанотехнологий в инфокоммуникациях является развитие навигационных систем. Насколько реально для России в ближайшие годы обеспечить разработку и производство собственной конкурентной по качеству и относительно недорогой навигационной аппаратуры для массового потребительского рынка?

Несомненно, рынок навигационных аппаратов пользователей (НАП) будет развиваться в России вместе с совершенствованием ГНСС «ГЛОНАСС» и развитием микроэлектроники, однако скорость его роста будет зависеть от способности государства и бизнеса активизировать переход от сырьевой зависимости к инновационной экономике, основанной на знаниях. Чтобы осуществить такой переход максимально быстро и успеть занять лидирующие позиции на отечественном рынке ГЛОНАСС аппаратуры, государству следует позаботиться об улучшении системы подготовки в вузах ученых и инженеров и повышении престижа инженерной профессии. Кроме того, создание в РФ особой среды для творческих людей и hightech-бизнеса способствовала бы сокращению «утечки мозгов» и привлечению в Россию в условиях мирового финансового кризиса дополнительных научных и инженерных кадров.

Также одна из самых многообещающих и захватывающих нанотехнологий сегодня — это технология органических светодиодов (Organic Light Emitting Diodes — OLED), запатентованная в начале 80-х годов прошлого столетия компанией Eastman Kodak. Повышенный интерес к OLED объясняется такими их достоинствами, как высокие яркость и контрастное отношение, недостижимые с помощью других известных технологий, а также отсутствие необходимости подсветки и, соответственно, низкое энергопотребление.

Социальные проблемы нанотехнологии

Несмотря на то, что практически применимые результаты пока скромны, а сложность проблемы очевидна, правительства более чем 60 стран объявили нанотехнологию приоритетным научным направлением и выделяют на ее развитие миллиардные средства уже сегодня. Так, в 2002 году федеральное правительство США запланировало выделить на нанопрограммы более 600 миллионов долларов, несмотря на то, что запрошенный бюджет составлял всего 519 миллионов, а общее положение экономики являлось весьма сложным. К 2007 г. ежегодное бюджетное финансирование Национальной нанотехнологической инициативы в США достигло 1,3 млрд. долларов. Нанокремы для кожи и лосьоны для загара уже присутствуют на рынке, а улучшенные с помощью нанотехнологий теннисные мячики, прыгающие дольше, впервые использовались в 2002 г. на кубке Дэвиса. Значительные практические результаты достигнуты в наноэлектронике: созданы высокоэффективные лазеры и светоизлучающие диоды на основе гетероструктуры, фотоприемники, сверхвысокочастотные транзисторы с высокой подвижностью электронов, одноэлектронные транзисторы, различного рода сенсоры. Национальный научный фонд США предсказывает, что к 2015 году продукты и услуги, произведенные с участием нанотехнологий, будут охватывать рынок в триллион долларов. Благодаря этому нанотехнология станет не только одной из самых быстрорастущих в истории, но и превышающей темпы роста и достижения объединенных телекоммуникационных и информационных технологий в начале технологического бума (1998 г.). Именно с развитием нанотехнологии связывается научно-технический прогресс, в том числе, в области хранения и переработки информации XXI века. Интеграция наноматериалов и наноструктур в технологии электроники и микросистемной техники, в оптоэлектронику и другие области техники позволяет реализовывать функции отдельных наноэлементов и их массивов на микро— и макроуровнях. В списке критических технологий XXI века нанотехнология занимает четвертое место, в то время как информационные технологии — одиннадцатое.

Библиометрические исследования числа научных публикаций и патентов (по данным Science Citation Index) показывают [3], что нанотехнология вполне состоялась как новая область исследований. Так, например, начиная с 2002 г. средний годовой мировой прирост числа публикаций по этой тематике составляет не менее 20 %, тогда как в 2001 г. составлял всего около 4 %. Причем, на долю чисто фундаментальных исследований от общего числа научных публикаций приходится примерно половина работ. Вторая половина — это проектно-ориентированные исследования. Таким образом, за последние два десятилетия нанотехнология превратилась из научного лозунга о перспективах в индустриальное стратегическое направление, которое в ближайшем будущем определит лидеров мирового экономического роста.

Россия в мировом нанотехнологическом рейтинге занимает скромное десятое место и по темпам развития отстает от США, Китая, Японии и ряда европейских стран. Информационный вклад российских ученых в нанонауку составил в 2006 г. всего ~1,5 % (против ~6 % в 2000 г.). Число международных патентов, полученных российскими учеными, в пересчете на 1 млн. жителей в 100 раз меньше, чем в США [4]. Для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии в 2008 г. в нашей стране начата реализация федеральной программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы», целью которой является создание Национальной нанотехнологической сети. Мероприятия этой программы предусматривают также создание благоприятных условий для активизации информационных потоков в области нанотехнологий и эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность в которых для России составит не меньше 150 тысяч в ближайшее десятилетие, а выпуск нанопродукции — 30 % от мирового. Решение этой проблемы требует не просто улучшения существующей системы распространения научных знаний, а создания специализированной системы подготовки нового поколения профессиональных кадров, обладающих междисциплинарными фундаментальными знаниями, и специализированного исследовательского сообщества (частично уже сформировавшегося), владеющего современным нанотехнологическим оборудованием, а также и публикацию специализированных нанорелевантных учебников. В этом направлении работа еще только начинается, в том числе, и в России.

Подготовка кадров в области нанонауки и нанотехнологий.

Группа немецких ученых [5] проанализировала учебные программы нанорелевантных курсов университетов США, Европы и Австралии, представленные к 2006 году в Интернете. По характеру и направленности эти курсы могут быть разделены на 4 группы:

  • курсы естественно-научных факультетов — в большей степени ориентированы на научные, чем инженерные аспекты нанотехнологии;
  • содружества (коллективы) материаловедов и инженеров -концентрируются на изучении свойств наноструктурных материалов;
  • нанотехнологические исследовательские центры — как правило, объединяют естествоиспытателей и микротехнологов, внимание которых сосредоточено на проблемах создания новых устройств с использованием наноэффектов;
  • курсы подготовки магистров высшей квалификации — отличаются высшей степенью междисциплинарности, но сравнительно низким уровнем преподавания отдельных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время учебные планы подготовки нанотехнологов на соответствующих факультетах не сильно отличаются от программ этих факультетов.

Российские ученые В. Горохов и А. Сидоренко опубликовали статью [6], в которой на нескольких примерах показывают, что решение задачи в нанотехнонауке требует тесного взаимодействия специалистов из широкого круга областей. Например, исследование возвратной сверхпроводимости в наноструктурах, приготовленных из пленок ферромагнитных и сверхпроводниковых материалов, потребовало:

  • глубокого теоретического анализа проблемы в рамках классической и квантовой физических теорий ферромагнетизма и сверхпроводимости;
  • физико-химического анализа фазовых диаграмм различных ферромагнитных и сверхпроводящих пар металлов;
  • выбора магнетронного напыления как высокотехнологического и скоростного метода приготовления сверхпроводящих структур;
  • разработки и патентования специальной технологической процедуры для достижения воспроизводимости экспериментальных результатов;
  • создания возможности принципиально нового инженерного направления — спинтроники (т.е. разработки электронных приборов, параметры которых зависят от направления спинов электронов), элементы которой послужат базой для создания мощных компьютеров нового поколения.

Только из этого примера видно, что в нанонауке, как и в классическом естествознании, на основе физико-математических представлений и экспериментальных данных строятся объяснительные схемы природных явлений и формулируются предсказания хода естественных процессов определенного типа. И, как в технических науках, конструируются не только проекты новых экспериментальных ситуаций, но и структурные схемы неизвестных в природе и технике систем. Поэтому в нанотехнологии появляется острая потребность как в специалистах, владеющих одинаково хорошо знаниями и методами нескольких наук, так и в специалистах с развитой способностью к рефлексии, способных обеспечить сотрудничество различных исследовательских, проектных и технологических групп с организаторами производства, специалистами по внедрению, оценке функционирования и утилизации наносистем. Все это многообразие задач предъявляет особые требования к системе высшего образования в новой для нее междисциплинарной области — нанотехнологии. Как мы видим, задача относится к числу необыкновенно сложных, так как трудно совместить научную направленность курсов с инженерной. Очевидно, что очень непросто высшую степень междисциплинарности и высокий уровень преподавания отдельных дисциплин сочетать с Болонскими принципами, требующими введения двухуровнего высшего образования, внедрения системы зачетных единиц (кредитов) как средства поддержки студенческой мобильности внутри Европы, обеспечения качества образования (единые критерии оценки), европейского подхода к развитию высшего образования (финансирование) и т.д.

Болонский процесс в России.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, основной задачей которого является взаимное сближение структур высшего образования европейских стран и выработка единых подходов к оценке качества образовательных программ вузов в целом и их дипломов с помощью кредитных единиц. Цель преобразований заключается в создании единой Европейской зоны высшего образования. Сегодня в этом процессе участвуют уже 45 стран.

Наряду с многочисленными сторонниками у такой интеграции есть и немало противников не только в нашей стране, но и в странах Евросоюза. Оппоненты считают, что происходящие перемены негативно скажутся на национальных системах образования многих государств (например, «утечка умов»), а унификация процесса обучения не только облегчит мобильность студентов и преподавателей, но и приведет к снижению уровня подготовки по многим направлениям. У критически настроенных представителей германского, а также российского вузовских сообществ существует мнение, что, под предлогом участия в Болонском процессе, высшая школа этих стран подгоняется под единый «англо-американский» стандарт высшего образования, хотя в Англии и Франции пытаются отказаться от этой системы, а в Америке бакалавров готовят как хороших техников. Осенью 2008 г. по странам Европы прокатилась волна массовых выступлений против изменений в системах образования [7]. Учащиеся и студенты, работники сферы образования и профсоюзы европейских стран пытаются защитить сферу образования от давления экономики (незначительных государственных инвестиций в сферу образования, от приватизации высшей школы, попыток сокращения тысяч преподавателей с целью экономии государственного бюджета, слишком больших классов и т.д.).

Тем не менее, во всей Европе имеет место двухступенчатая система образования (бакалавриат, магистратура), что является обязательным условием Болонского процесса. Надо отметить, что в современной Западной Европе степень бакалавра относится к числу неоднозначно воспринимаемых квалификаций. Нормативный срок программы подготовки бакалавра в большинстве стран Европы составляет шесть семестров, но в Голландии, Шотландии и некоторых других странах — восемь семестров. А во Франции и в Испании степень бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы, что дает им право поступления в университет. В России звание «бакалавр» использовалось только до XIX века в духовных академиях. Поэтому квалификация «бакалавр» — это нечто новое для нас. Большинство полагает, что бакалавр — то же самое, что прежний инженер, только хуже выученный. И тут следует обратить внимание на то, что статус бакалавриата в нормативах болонских документов определяется как общее высшее образование. В России же высшее образование всегда было профессиональным. Следовательно, началу составления новых учебных планов должно предшествовать переосмысление задач и целей этой ступени в нашем высшем образовании.

Если принять во внимание то, что зачастую абитуриент выбирает вуз и будущую специальность не всегда осознанно, то бакалавриат должен принять на себя подготовку достаточно широко образованных людей, всего лишь ориентированных на одну из относительно узких областей знания: связь, медицина, юриспруденция и т.д. Если раньше перед институтами связи ставилась задача подготовки специалистов, которые должны были идти исключительно на соответствующий определенный участок производственной работы (например, создание линий связи), то сейчас молодые люди предпочитают довольствоваться ролью менеджера по продажам средств мобильной связи, а не ломать себе голову, их изобретая. И если в первом случае нужно глубоко постигать азы инженерной науки, то менеджеру вполне достаточно иметь самые общие представления о курсах физики, электроники и принципах организации связи. Здесь в большей степени нужны умение ориентироваться на рынке, знание основ экономики, психологии и др. Бакалавры и есть тот самый слой людей, незапрограммированных на определенный род деятельности и способных заниматься решением тех задач, которые ставит время перед обществом, достаточно широко образованных и способных продолжить свое образование в любом направлении. Именно необходимость формирования и воспроизведения «среднего» звена работников промышленности, торговли и т.д. явилась, повидимому, причиной определенного успеха бакалавриата на Западе. Правильно организованная система бакалавриата должна помочь России не только пережить очередное «смутное» время, но и выбраться из него с наименьшими потерями. Главное заключается в том, что за четыре года обучения бакалавриат должен обеспечить результативное профессиональное самоопределение.

Образовательные услуги СибГУТИ в области нанотехнологии.

С 2003 года элитные вузы РФ приступили к подготовке специалистов в области нанотехнологии. С 2005 г. кафедра технической электроники, опираясь на поддержку Методического и Ученого советов СибГУТИ, начала работы в области нанотехнологии. Профессор А.Н. Игнатов и доценты кафедры, С.В. Калинин и И.Г. Домахин, разработали и прочли семестровый авторский курс «Наноэлектроника» для студентов пятого курса факультета мобильной радиосвязи и мультимедиа (МРМ), обучающихся по специальностям: «Проектирование и технология электронных средств», «Радиоэлектроника» и «Аудиовизуальная техника». Цель курса заключается в ознакомлении студентов с достижениями нанотехнологии как основы развития инфокоммуникационных систем с тем, чтобы повысить мотивацию студентов специализироваться именно в этой области. Этот курс также освоили и читают для студентов факультета МРМ выше перечисленных специальностей и специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» доценты кафедры Н.Е. Фадеева и Е.М. Сухарев. Для обеспечения курса учебным материалом были выпущены учебные пособия:

  • Игнатов А.Н., Калинин С.В., Фадеева Н.Е., Вайспапир В.Я., Домахин И.Г. Микросхемотехника и наноэлектроника. Часть 2. Учебное пособие с грифом УМО по направлению 210 400 «Телекоммуникации». .∕ СибГУТИ — Новосибирск:, 2007 г. — 244 с.;
  • Игнатов А.Н., Фадеева Н.Е., Савиных В.Л. Классическая электроника и наноэлектроника. Учебное пособие с грифом УМО по направлению 210 400 «Телекоммуникации». — М.: «Флинта», Наука, 2008 г. — 728 с.;
  • Игнатов А.Н. Микроэлектронные и наноэлектронные устройства коммутации и памяти. Монография.∕ СибГУТИ — Новосибирск, 2009 г. — 368 с.;
  • Калинин С.В. Физические основы наноэлектроники. Методические указания к лабораторным работам.

С целью развития собственной материально-технической базы приборов, оборудования и программного обеспечения в 2007 г. были приобретены:

  • мощный САПР приборно-технологического моделирования полупроводниковых микро— и наноструктур (TCAD) компании «SYNOPSIS» (США), являющейся мировым лидером в данном секторе программного обеспечения;
  • сканирующий зондовый микроскоп «Nanoeducator», который осенью 2007 г. был внедрен в учебный процесс курса «Наноэлектроника». В настоящее время доцент кафедры Е.М. Сухарев разработал адаптированный к учебному процессу СибГУТИ комплекс лабораторных работ с использованием этого микроскопа.

В рамках курса «Наноэлектроника» студенты подготовили и успешно защитили четыре дипломных проекта. В настоящее время под руководством преподавателей кафедры готовится еще несколько проектов. В рамках НИР и НИРС сотрудниками кафедры и студентами подготовлено более 30 нанорелевантных докладов на различные НТК, тезисы которых опубликованы.

В 2007-2009 г.г. преподавателями кафедры выполнено шесть грантов, финансируемых фондами СибГУТИ на общую сумму 350 тыс. руб.:

  • «Исследование возможностей наноэлектроники при разработках и эксплуатации телекоммуникационных устройств и систем», руководитель А.Н. Игнатов, 2007 г.;
  • «Математическое моделирование полевых транзисторов для микросхем ультравысокой и гигантской степени интеграции; руководитель В.Л. Савиных, 2007 г.;
  • «Исследование наноэлектронных структур методом сканирующей микроскопии», ч. 1, руководитель Н.Е. Фадеева, 2007 г.;
  • «Исследование наноэлектронных структур методом сканирующей микроскопии», ч. 2, руководитель Н.Е. Фадеева, 2008 г.;
  • «Анализ состояния разработок наноэлектронных изделий для ТК и ИС», руководитель А.Н. Игнатов, 2008 г.;;
  • «Анализ свойств и применений ресурсосберегающих наноэлектронных структур», руководитель А.Н. Игнатов, 2009 г.

В 2006 г. по инициативе заведующего кафедрой Игнатова А.Н. и по решению ректора профессора С.Г. Ситникова были начаты работы по открытию в университете специальности 210601 «Нанотехнология в электронике». Были разработаны учебный план специальности (С.В. Калинин, Н.Е. Фадеева, А.Н. Игнатов) и рабочие программы дисциплин, подготовлен пакет документов для лицензирования специальности (доц. Л.Ф. Кабанова). В феврале 2008 года получена лицензия на подготовку инженеров по специальности 210601 «Нанотехнология в электронике», а с 1 сентября 2009 г. подготовка группы инженеров из двадцати человек началась.

Коллектив кафедры технической электроники активно включился в реализацию утвержденного ученым советом СибГУТИ учебного плана новой специальности. В рамках подготовки к преподаванию дисциплины «Введение в специальность» А.Н. Игнатов разработал и подготовил к изданию монографию «Состояние и перспективы развития наноэлектроники»[8], которая прошла успешную апробацию в первом семестре 2009-2010 учебного года.

Большая работа была проделана группой преподавателей химии кафедры. Разработаны конспекты лекций и содержание лабораторных занятий по новым для СибГУТИ курсам «Неорганическая химия», «Органическая химия».

В феврале 2010 успешно прошло лицензирование бакалавриата по направлению подготовки 210 600 «Нанотехнология». Проделана и ведется большая работа по составлению учебно-методических комплексов дисциплин, поиску соответствующих кадров преподавателей, повышению квалификации сотрудников, заключению договоров о содружестве с НПО и учебными заведениями, формированию соответствующего мнения о необходимости и важности работы СибГУТИ в области нанотехнологий, прежде всего, в среде преподавателей вуза. Предстоит очень сложная работа по созданию магистрата.

Вряд ли эти задачи можно решить только на энтузиазме сотрудников одной кафедры. Необходима поддержка всего института и, прежде всего, со стороны администрации и тех кафедр, которые задействованы в учебных планах специальности нового для СибГУТИ направления «Нанотехнология». Уже сегодня понятно, что в наномир нужно вступать с макроденьгами: материальная база этого направления требует вложения солидных средств.

А в том, что специалисты этого направления в ближайшие годы станут одними из самых востребованных, нет никакого сомнения. Это предположение обоснованно подтверждают руководители таких предприятий электронной промышленности, как НПО «Восток», ЗАО «Новосибирский завод им. Коминтерна», ОАО «Корпорация Новосибирский завод «Электросигнал», ОАО «Завод «Экран — оптические системы» и др.

Литература

  1. Ратнер М., Ратнер Д. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи. — М.:Издательский дом «Вильямс», 2004. — 240 с.
  2. Bachmann G. Innovationsschub aus dem Nanokosmos — Technologieanalyse. — Dusseldorf, 1998.
  3. Heinze T. Die Kopplung von Wissenschaft und Wirtschaft/ Das Beispiel der Nanotechnologie. — Frankfurt; New York, 2006.
  4. Третьяков Ю.Д. Проблемы развития нанотехнологий в России и за рубежом.//Факультет наук о материалах МГУ. //www.nanometer.ru/2006/11/17/5819225.html
  5. Schmid G. et al. Nanotechnology. Assessment and Perspectives. — Berlin, Heidelberg: Springer, 2006, 492 pp.
  6. Горохов В., Сидоренко А. Нанотехнонаука: взаимное влияние фундаментальных теорий, современного эксперимента и новейших технологий. ∕∕ Высшее образование в России. — 2008 — №10.
  7. Неле Хирш. Бойкот Болонскому процессу: беспорядки в защиту образования./ Вестник высшей школы «Alma mater». — 2009 — №4, с. 54-56.
  8. Игнатов А.Н.Состояние и перспективы развития наноэлектроники: Монография.∕СибГУТИ, Новосибирск, 2009 г. — 368 с.

Л.Ф.Кабанова,
Н.Е.Фадеева,
А.Н.Игнатов

 
 
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Введите код с картинки: *
 
Введите комментарий: *
Календарь мероприятий