Архив публикаций
Новые публикации
НИЛ «Технологии безопасности» (НИЛ ТБ) СибГУТИ — 25 лет
|  03.09.2007
 

Все эти годы лаборатория непосредственно и опосредованно служит отрасли связи. «Непосредственно» означает, что выполняются конкретные работы, которые уже применяются или могут быть применены в дальнейшем в отрасли связи. «Опосредованно» означает, что эти разработки используются в сопряжённых со связью отраслях. Итак, каковы результаты деятельности НИЛ ТБ за 25 лет? Какими критериями следует руководствоваться при оценке результативности НИЛ ТБ? Сначала о критериях. Чтобы в этом вопросе не было вкусовщины, правильно исходить из требований Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Согласно статье 8 упомянутого закона, предусмотрены следующие формы использования результатов НИР:

  • развитие наук и искусств посредством научных исследований (НИ) и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;
  • использование результатов НИ в образовательном процессе;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

А теперь о результатах.

1. Наше кредо

1.1. Дорогу принципиально новым технологиям, использующим отрицательную жесткость (ОЖ). Сорок лет назад по инициативе профессора П. М. Алабужева было понято, что на основе использования отрицательной жёсткости (ОЖ) могут быть созданы принципиально новые высокоэффективные технологии. Мы преодолели методологические, технические и иные трудности. Разработки с использованием ОЖ выполнены нами для железнодорожного транспорта, геологов, угольщиков, оборонных предприятий и т.д. И везде мы достигали высоких результатов в отношении эффективности, надёжности и долговечности нашей продукции.

1.2. Педагогика периода инновационного развития страны. Сегодня не только педагогическая общественность, но и чиновники «из министерств» констатируют, что система образования во многом не соответствует требованиям нынешней рыночной формации. Но констатация данного факта – это маленькая часть проблемы.

Но главное в другом: что же нужно делать? Поэтому предложен ряд инновационных образовательных курсов, учитывающих особенности сегодняшней экономики, опирающихся в первую очередь на методы активного обучения (МАО).

1.3. Культура – молодёжи (формируем нравственные ценности вместе). Стало модным ругать ТВ за ослабление воспитательной и просвещенческой функций, за засилье поп-музыки, низкий уровень духовности многих программ (типа «Дом-2»). Мы избрали другой путь: культура должна сама прийти к молодёжи. К счастью, в лице начальника военной кафедры полковника В. И. Панарина и декана факультета АЭС профессора В. П. Шувалова мы нашли союзников и единомышленников.

1.4. Помогаем родному городу решать проблемы общественной безопасности. В 1996 году тогдашний начальник отдела общественной безопасности мэрии Новосибирска Н.Ф. Козлов привлёк НИЛ ТБ к разработке стратегии развития своего отдела. Тогда был разработан пакет предложений, главные из которых: формирование консультативного органа при мэре («Совет общественной безопасности» – СОБ) и создание Союза негосударственных структур общественной безопасности. В организации работы СОБ и определении направлений его работы ведущую роль сыграли мэр В.А. Толоконский и его заместитель А.А. Беспаликов. СОБ, начиная с момента своего рождения (1997 год), начал играть активную роль в жизни города. В дальнейшем итоги его работы были подведены в виде трёхтомника, насчитывающего около 800 страниц текста.

1.5. Активная жизненная позиция коллектива. Смысл этого тезиса заключается не столько в зримых результатах, сколько в реагировании на трудности. А трудностей было немало. Например, после пожара в нашем вузе мы переезжали четырнадцать (!) раз. У нас сгорели все чертежи. Нам часто мешали. Но мы никогда не сдавали своих нравственных позиций.

2. Разработка научных основ использования ОЖ

ОЖ – имманентный спутник явления неустойчивости механических систем. И то, что во все времена было объектом борьбы (неустойчивость конструкции – причина разрушения мостов, зданий и т.д.), будучи «прирученной», стало основой решения сложных, ранее непреодолимых проблем. Пример на понимание ОЖ. Представьте, что из кранов льётся лишь крутой кипяток. Как мыть посуду? Или купать детей? Но, соединив её в нужных пропорциях с холодной водой, мы получаем то, что нам нужно. Вот так, подкрепляя ОЖ расчётной «положительной» жёсткостью, мы добиваемся такой эффективности, о которой раньше можно лишь мечтать. Однако, чтобы «приручить» отрицательную жёсткость, потребовались годы и немалые усилия. Таким образом, впервые в мировой практике разработаны методы и средства защиты (МСЗ), отличающиеся способностью не передать на защищаемый объект до 70—75% (виброзащита), 80—85% (ударозащита) и 95—99,9% (сейсмозащита) энергии; использованием упругих упоров, безударно ограничивающих амплитуду раскачивания объекта; обеспечением пространственности защиты при сохранении устойчивости объекта в пространстве. Главным средством снижения воздействия на защищаемый объект является почти полное исключение инерционной массы из процесса взаимодействия с источником сейсмических ударов. Конкретные вопросы исследований свободных и вынужденных колебаний, силовых, энергетических процессов, роли демпфирования и т.д. рассмотрены более чем в 60 статьях. Новизна разработок подтверждена наличием более 40 патентов.

3. Разработка средств виброзащиты

Коллектив НИЛ ТБ СибТУТИ разработал, изготовил и передал заказчикам тросовые виброзащитные сиденья (ТВС), отличающиеся рядом новых (ранее не достигнутых) показателей. Перечислим лишь некоторые из них: существенно повышена эффективность и расширен частотный диапазон защиты; надёжно защищены внутренние органы человека; увеличен срок службы; благодаря отсутствию трущихся частей ТВС просты в обслуживании. К настоящему времени создано около пятидесяти конструкций ТВС, учитывающих условия их эксплуатации и размещения. Стендовые испытания наших конструкций осуществлялись в Институте машиноведения имени Благонравова (РАН), ИГТ (РАМН), в Государственном ракетном центре им. акад. Макеева. На рис. 1 показаны результаты стендовых испытаний.


Рисунок 1.

Почему с нами выгодно сотрудничать? Известно: принятие решения о покупки товара зависит от того, чего и сколько получит в результате покупатель. Поэтому вводят простую формулу: цена товара, отнесенная к его качеству. Покупателя виброзащитного сиденья не должна сбивать с толку низкая цена товара. Он должен спрашивать себя: а срок службы? А эффективность защиты? А удобство обслуживания? А надежность? И т. д. При этом показатели качества необходимо брать не сами по себе, а в сравнении с лучшими аналогами. По каким же показателям качества ТВС обгоняет лучшие зарубежные и отечественные аналоги? Это:

  • эффективность виброизоляции: снижение уровня вибрации по ускорению в 2-5 раз в сравнении с лучшими аналогами.
  • расширение диапазона виброизоляции: защита начинается с 1,9 – 2,5 Гц; выбор оператором – его эволюции, усилия нажатия на органы управления машиной оператором – его эволюции, усилия нажатия на органы управления машиной или механизмом и т.д.
  • уверенная защита органов человека, наиболее чувствительных к воздействию вибрации (печень, почки, сердце, желудочно-кишечный тракт и т.д.).
  • сглаживание и почти полная ликвидация высокочастотной вибрации (за счет консольной конструкции несущих тросов).
  • зашита от импульсных и ударных нагрузок.
  • отсутствие жестких ограничителей (упоров); ограничение достигается увеличением жесткости подвески при существенном увеличении воздействия.
  • пространственность виброизоляции (впервые во всей мировой практике креслостроения). Возможность применять подвески в сложных климатических условиях (от +60 до –70 градусов Цельсия).
  • крайне низкие эксплуатационные расходы.
  • увеличенный срок службы. Например, ряд виброзащитных сидений стоят в экскаваторах, буровых станках, КНС на Бачатском, Междуреченском угольных разрезах с 1988—1989 г. г.

4. Защита пунктов связи и управления от сверхмощных ударов

Для чего и для кого мы предлагаем ударозащищённые автономные пункты управления и связи (УЗАПУ). Землетрясения. Террористические акты. Диверсии. К сожалению, в последние десятилетия эти угрозы нарастают. Конечно, наши предложения – не панацея. Например, мы не можем защитить объект от прямого попадания снаряда, бомбы, раскола Земли или оползня. Но в сотни и тысячи раз снижаем уровень разрушительного воздействия от сверхмощного землетрясения и подрыва. Известно, что наша страна имеет ряд зон с сильно выраженной сейсмоопасностью. Достаточно вспомнить события последних лет: землетрясения в Кемеровской области, на Алтае, в Коряки и на Сахалине. Несмотря на то что в ряде стран расходуются миллиарды долларов на научные исследования и опытно-конструкторские работы, удовлетворительного решения проблемы, особенно при землетрясениях в 9,5-И 0 баллов, не имеется. К не менее разрушительным последствиям приводят взрывы, мощность которых постоянно растёт. Последствия этих стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и возможных военных действий были бы значительно меньшими, если бы у структур связи и управления имелись необходимые условия для осуществления своих прямых функций. Понятие «ответственный объект». Это – все объекты, объединеные небывало высоким уровнем последствий разрушений и потерь, их важностью для функционирования экономики и обеспечения обороноспособности страны.

Цель. Предложить конструкцию гарантированно защищенных автономных пунктов управления и связи, которые могут выдерживать землетрясения с магнитудой до 9,5-НО баллов, взрывное воздействие до 8(Н100 g. В условиях землетрясения с магнитудой до 10 баллов или взрывов с силой ударно-импульсного воздействия, оцениваемых по ускорению до 80 -HOOg, дежурный персонал автономного ВСАПУ в соответствии с нормативными документами информирует причастные органы о ситуации и организует первоначальные спасательные работы.

Новизна. Впервые в мировой практике методы и средства защиты (МСЗ), связанные с применением накопителей механической энергии сейсмических и ударно-импульсных волн, позволяющих преобразовать, а следовательно, не передать на защищаемый объект до 95-99,9% энергии; использованием упругих упоров, эффекта «прямого маятника» и т.д. Разработки имеют патентную защиту.

Применение предлагаемых МСЗ даёт крупный экономический эффект, гарантированное обеспечение живучести объектов защиты при воздействиях, носящих ударный и импульсный характер.

5. Педагогика безопасности, успешности и компетенций

Педагогическая наука за свою многовековую историю прошла сложный путь. Она отвечала на социальный заказ общества, существовавшего в определённое время и в конкретной стране. Конечно, во все времена ведущей задачей педагогики была подготовка молодого поколения к жизни. Но в каждую эпоху возникала специфика, определяемая общественным укладом. Понятно, что «в одно прекрасное утро» проснуться и увидеть, как «по щучьему веленью» появилась многочисленная когорта подготовленных преподавателей – «рыночников» с завершенными методическими материалами в руках невозможно. И к тому же все они вооружены педагогическими технологиями, соответствующими требованиям г-на министра Фурсенко об обеспечении будущей успешности выпускника вуза.

Вероятно, необходимо на некоторых участках педагогической деятельности помочь студенту понять направления его адаптации в рыночную среду. Пусть это будут вкрапления в систему обучения студента, но они дадут возможность обсуждать результаты и корректировать процесс. Думается, что накапливаемый опыт станет полезным и вызовет к жизни стремление взглянуть на проблему системно, привлечь к этому вопросу внимание организаторов образовательной деятельности. Вот почему педагогическая деятельность развернулась в двух важнейших направлениях. Первое. Постановка новых курсов, имеющих рыночную окраску и носящих инновационный характер. Второе. Перевод центра тяжести на новые эффективные педагогические технологии. Конечно, во все времена ведущей задачей педагогики была подготовка молодого поколения к жизни. Но в каждую эпоху возникала специфика, определяемая общественным укладом. Достаточно вспомнить афинскую, спартанскую, средневековую, европейскорелигиозную, исламистскую и т.д. варианты педагогической парадигмы. Вернёмся в наше время и в нашу страну. В период колоссальных преобразований и вывода СССР в разряд наиболее могучих стран в задачу обучения входил широкий охват населения и его подготовка к руководству бригадами, участками, цехами. Руководители заводов, территориальных образований, ведомств и т.д. доучивались в специальных учебных заведениях. В этот период парадигмой педагогики стала система ЗУН (знания – умения – навыки), сыгравшая в системе образования огромную роль. Вместе с тем на определённом этапе выявилось её тормозящее влияние. В начале семидесятых годов XX века существенно возросли требования к квалификации персонала, в связи с чем А.Н. Леонтьевым предложена парадигма ДСЛ (деятельность – сознание – личность), а далее, для периода переходной экономики – схема УБО (управление – безопасность – оптимизация). Но вот страна шагнула в XXI век. Позади осталось инициированное известной группировкой смутное время. Объявлен вектор движения вперёд: экономика страны должна стать инновационной. И этому вектору должна соответствовать педагогическая парадигма. Поэтому в НИЛ ТБ разработаны программы и соответствующие инновационные курсы:

- «Подготовка выпускника вуза к успешной деятельности в условиях современной экономической формации»;

- «Природосообразные информационные технологии в науке в бизнесе, науке, педагогике и искусстве»;

- «Методы активного обучения на службе формирования технологий безопасности, успешности и компетенций».

Указанная инновационная работа базируется на ранее прочитанных курсах «Безопасность предпринимательской деятельности» и «Безопасность фирмы».

6. Культура – молодёжи. Распространение знаний среди населении

Способ реализации этого подхода – проведение музыкально-образовательных семинаров, встреч студентов с выдающимися деятелями искусства, организация концертно-образовательных встреч со студентами и различными категориями населения, например:

  • «Становление рыночных знаний и навыков студентов в рамках курса «Безопасность фирмы».
  • «Нетрадиционные информационные технологии как средство повышения эффективности в системе «преподаватель – студент».
  • «Музыка. Информация. Безопасность».
  • «Музыка на службе творения здоровья, доброты, надежды, долголетия».
  • «Педагогика. Музыка. Рынок».
  • «Природосообразные информационные технологии: эволюционные корни и практическое использование в педагогике, науке и бизнесе»;
  • «Здоровьесбережение и здоровьетворение как внутренние механизмы воздействия музыки»;
  • «Музыканты улыбаются, смеются, обличают и издеваются»;
  • Концерт-беседа «Памяти замечательного человека, гл. врача МБСП №2 А.Н. Лай-вина».

В течение последних 10 лет НИЛ ТБ для студентов военной кафедры готовит концерты, посвященные знаменательным датам (23 февраля, 9 Мая и т.д.). По всем проводимым семинарам имеются видеозаписи.

Заключение

Как видит читатель, сделано за 25 лет немало. Мы показали только часть сделанного. Считаем, что во многом мы обязаны тем, кто нам помогал. Это В. Г. Босенко, Э. А. Дёмин, А. Ф. Зеневич, Ю. Д. Козляев, В. Б. Шиф. И, конечно же, мы всегда помним наших учителей – Г.С. Мигиренко, П.М. Алабужева, В.К. Бешкето, М.П. Пахомова, Н.Т. Дмитриенко. Спасибо им за их труд.

Научный руководитель НИЛ ТБ И. С. Никифоров

 
 
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Введите код с картинки: *
 
Введите комментарий: *
Календарь мероприятий